Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Официальный сайт

органов местного самоуправления

Защита прав потребителей

  • Информация для потребителей
  • Обратиться с жалобой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для граждан (в том числе для представителей общественного контроля), направленные на повышение правовой грамотности по вопросам соблюдения хозяйствующими субъектами особых требований к розничной продаже алкогольной продукц

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для граждан (в том числе для представителей общественного контроля), направленные на повышение правовой грамотности по вопросам соблюдения хозяйствующими субъектами особых требований к розничной продаже алкогольной продукции

I. Общие положения Данные Методические рекомендации предназначены для тех, кто планирует непосредственно контролировать соблюдение установленных законом правил продажи алкогольной продукции. Особые требования к продаже алкогольной продукции закреплены в Федеральном законе от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее Федеральный закон № 171-ФЗ) и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Законе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.06.2016 № 46оз «О регулировании отдельных вопросов в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ханты-Мансийском автономном округе» (далее – Закон автономного округа № 46-оз).

II. Права и запреты при осуществлении общественного контроля При осуществлении общественного контроля допускается:- заходить в магазин в качестве потребителя;- смотреть алкогольную продукцию, изучать этикетку, ценники;-просить предоставить товарно-сопроводительные документы на алкогольную продукцию;- сканировать федеральные специальные и акцизные марки через мобильное приложение «АНТИКОНТРАФАКТ АЛКО»;- требовать чек на алкогольную продукцию (включая пиво, пивные напитки), в том числе документ с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (за исключением пива, пивных напитков), при покупке алкогольной продукции;- требовать показать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в торговом объекте в случае реализации алкогольной продукции (кроме пива и пивных напитков). При осуществлении общественного контроля запрещено:- проходить в помещения, не являющиеся торговым залом, т.е. не предназначенные для выкладки товаров (складские, бытовые помещения);- требовать у работников магазина какие-либо документы, кроме лицензии на осуществляемый вид деятельности и товарно-сопроводительных документов на алкогольную продукцию;- изымать алкогольную продукцию даже с признаками подделки федеральных специальных и акцизных марок (за исключением приобретённой продукции).

 

III. Основные нарушения, которые могут быть выявлены при проведении проверки: 1. Осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Информация о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в налоговом органе, о наличии у юридического лица разрешения на продажу алкогольной продукции размещается в торговом зале на стенде (уголок потребителя) в виде документов: свидетельство ОГРН, свидетельство ИНН, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции. сайте Информацию о регистрации можно проверить на сайте налогового органа, путем обращения к электронному сервису «Проверь себя и контрагента», о наличии лицензии на Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), в Реестре лицензий. 2. Розничная продажа алкогольной продукции без маркировки федеральными специальными марками и акцизными марками, либо с поддельными марками. Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:- алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации маркируется федеральными специальными марками; - алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками. Для визуального распознавания подлинности таких марок можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1. Они печатаются на самоклеющейся бумаге, которая имеет особое излучение под воздействием ультрафиолета; 2. На бумагу для печати акцизных марок впрессована медная голографическая фольга с узором и повторяющимся изображениями Герба Российской Федерации и аббревиатуры «РФ»; 3. В бумагу введена защитная нить с нерегулярным окном. В окне просматривается нанесенное на нить изображение в виде полосок розового цвета. Под воздействием ультрафиолета изображение визуализируется в виде аббревиатуры «РФ» розового, голубого и желто-оранжевого цветов в овальном кольце; 4. На обратной стороне марок набита аббревиатура «РФ»; 5. Элемент, отпечатанный цветопеременной краской меняет цвет от фиолетового к коричневому в зависимости от угла зрения; 6. Номер марки отпечатан струйным способом печати и состоит из трех цифр, обозначающих разряд, и девяти цифр самого номера марки; 7. Информация на марке и этикетке бутылки должны совпадать. Здесь имеются название алкогольной продукции, вид алкогольной продукции, емкость тары, крепость, наименование предприятия-изготовителя и его местонахождение. Для того чтобы проверить легальность покупаемой алкогольной продукции в магазине, кафе, ресторане, либо любой другой точке, с помощью мобильного приложения «АнтиКонтрафакт Алко», можно скачать программу из магазинов Google Play, App Store, Windows Phone. После установки приложения на смартфон нужно его запустить. В стартовомокне появится карта с легальными точками продажи алкоголя. Карту можно трансформировать в список с указанием конкретных мест и географической привязкой к вашему местоположению. В нижней части экрана располагается вкладка «Сканировать». При переходе на эту вкладку активируется камера мобильного устройства. Программа предложит навести камеру на штрих-код марки, либо QR-код чека, который был передан покупателю продавцом. При наведении камеры на штрих-код или QR-код на экране смартфона появляется информация о продукте и его пути от производителя до торговой точки. Если информация отсутствует, это означает, что товар является контрафактным. Также, осуществить проверку марки можно на Едином социальном портале алкогольного рынка в разделе «Проверка марок». 3. Розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота. Товарно-сопроводительные документы: 1. товарно-транспортная накладная; 2. справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции); 3. справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции). Номер марки на бутылке должен входить в диапазон номеров, указанный в Разделе «А» справки к товарно-транспортной накладной. Товарно-сопроводительные документы должны находиться в месте розничной продажи алкогольной продукции и должны быть представлены по требованию покупателя. 4. Розничная продажа алкогольной продукции после 20 часов и до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи при оказании услуг общественного питания. 5. Розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. 6. Розничная продажа в местах, где это запрещено:– п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ:– ст. 5 Закона автономного округа № 46-ОЗ. При проверке следует учитывать следующее: Стационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, имеющий фундамент (прочно связан с землей). Нестационарный торговый объект – это временное сооружение или временная конструкция, у которой отсутствует фундамент, возможно, имеются приспособления для транспортировки объекта. Границы прилегающих территорий к местам в которых запрещается продажа алкогольной продукции определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Нормативные правовые акты, определяющие границы прилегающих территорий размещены на сайте Депэкономики Югры. 

IV. При осуществлении общественного контроля следует придерживаться следующего алгоритма: 1. формирование группы общественного контроля (из числа не менее двух человек); 2. сбор информации о проверяемой торговой точке через Интернет-ресурсы. 3. заполнение контрольного листа посещения торговых точек.4. наличие у общественного наблюдателя при себе документа, удостоверяющего личность, удостоверения; 5. наличие средств наблюдения и фиксации результатов (фото, видео камеры, диктофона); 6. проведение общественного контроля по методике, приведенной в разделе V настоящих Методических рекомендаций; 7. составление по итогам общественного контроля заявления. 8. обработка и получение информации: систематизация и архивация контрольных листов, фото и видеоматериалов; обобщение собранной информации в сводные единые таблицы или другие обобщающие формы, удобные для последующего анализа. 

V. Методика проведения общественного контроля. 1. При осуществлении общественного контроля за оборотом алкогольной продукции рекомендуется использовать средства фото, видеофиксации; распечатать контрольный лист по количеству проверяемых торговых точек. 2. При осуществлении общественного контроля важно не превысить свои права (права и запреты изложены в разделе II настоящих Методических рекомендаций). 3. На что обращать внимание и что фиксировать в контрольном листе:- вывеска (наименование магазина (бара), точный адрес расположения объекта, осуществляющего продажу алкогольной продукции);- если объект находится в схеме нестационарных торговых объектов или есть точные сведения, что он нестационарный - фиксировать признаки нестационарности (внешний вид, отсутствие фундамента, наличие приспособлений для транспортировки объекта и т.д.);- если объект находится на прилегающей территории – описать местонахождение объекта, сфотографировать объект в привязке к местности, обозначить его на карте (распечатать из любого интернет-сервиса);- если в объектах запрещена розничная продажа алкогольной продукции, например остановочный комплекс, продажа алкоголя в общепит и в розницу в одном помещении (торговом зале) – описывать и фотографировать имеющие значение признаки объекта;- наличие необходимой информации на информационном стенде;- кассовая техника (её наличие, совпадает ли информация в чеке (наименование продавца и ИНН) со сведениями, содержащимися на информационном стенде и вывеске, наличие штрихового кода на чеке при покупке маркированной алкогольной продукции);- сомнительно низкая стоимость и сомнительный внешний вид алкогольной продукции;- наличие/отсутствие на товар товарно-сопроводительных документов. 4. Попросите у продавца предъявить товарно-транспортную накладную на приобретаемый товар. В случае отказа предъявить накладную, приобретение товара не является обязательным, так как отсутствие в торговой точке накладной является самостоятельным правонарушением. Достаточно заполнить контрольный лист (с обязательной фиксацией информации о продукции, на которую не представлены документы), покинуть торговую точку и написать заявление. 5. В случае приобретения товара необходимо собрать все приобретенные товары и обязательно сохранять чек. 6. В случае приобретения товара вызовите по телефону участкового уполномоченного соответствующего административного участка для составления протокола, а также самостоятельно составьте заявление. 7. После прибытия участкового необходимо проследить, чтобы Вам быливозвращены денежные средства за приобретённый товар, а также, чтобы участковый уполномоченный составил протокол об административном правонарушении в отношении владельца торговой точки (юридического лица/индивидуального предпринимателя).

Возврат к списку

Защита прав потребителей — это комплекс мер, реализуемых администрацией Белоярского района, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.


CПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей, в том числе:
об отношениях, регулируемых законодательством о защите прав потребителей;
о правах и обязанностях потребителей;
о правах и обязанностях продавцов (изготовителей, исполнителей, импортеров, уполномоченных организаций и уполномоченных предпринимателей, владельцев агрегаторов информации о товарах, услугах);
о необходимых действиях по реализации и защите прав потребителей в досудебном порядке;
о порядке составления и предъявления законных требований потребителей;
о сроках удовлетворения требований потребителей;
об ответственности за нарушение прав потребителей;
об органах, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей и контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) в отдельных сферах потребительского рынка;
практические рекомендации по составлению претензии, иных документов правового характера,
можно обратиться в Отдел развития предпринимательства администрации Белоярского района: 628162, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Белоярский, ул.Центральная,9 1 этаж
График работы:
понедельник: с 09-00 до 18-00 часов;
вторник – пятница: с 09-00 до 17-00 часов;
обеденный перерыв: с 13-00 до 14-00 часов;
суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни - выходные дни.  Телефон: 8(34670) 41-462    e-mail: GolubkovaEV@admbel.ru


Ответственные за ведение данного раздела: Отдел развития предпринимательства и потребительского рынка