Белоярский район

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Официальный сайт

органов местного самоуправления

Защита прав потребителей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для граждан (в том числе для представителей общественного контроля), направленные на повышение правовой грамотности по вопросам соблюдения хозяйствующими субъектами особых требований к розничной продаже алкогольной продукц

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для граждан (в том числе для представителей общественного контроля), направленные на повышение правовой грамотности по вопросам соблюдения хозяйствующими субъектами особых требований к розничной продаже алкогольной продукции

I. Общие положения Данные Методические рекомендации предназначены для тех, кто планирует непосредственно контролировать соблюдение установленных законом правил продажи алкогольной продукции. Особые требования к продаже алкогольной продукции закреплены в Федеральном законе от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее Федеральный закон № 171-ФЗ) и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Законе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16.06.2016 № 46оз «О регулировании отдельных вопросов в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ханты-Мансийском автономном округе» (далее – Закон автономного округа № 46-оз).

II. Права и запреты при осуществлении общественного контроля При осуществлении общественного контроля допускается:- заходить в магазин в качестве потребителя;- смотреть алкогольную продукцию, изучать этикетку, ценники;-просить предоставить товарно-сопроводительные документы на алкогольную продукцию;- сканировать федеральные специальные и акцизные марки через мобильное приложение «АНТИКОНТРАФАКТ АЛКО»;- требовать чек на алкогольную продукцию (включая пиво, пивные напитки), в том числе документ с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (за исключением пива, пивных напитков), при покупке алкогольной продукции;- требовать показать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в торговом объекте в случае реализации алкогольной продукции (кроме пива и пивных напитков). При осуществлении общественного контроля запрещено:- проходить в помещения, не являющиеся торговым залом, т.е. не предназначенные для выкладки товаров (складские, бытовые помещения);- требовать у работников магазина какие-либо документы, кроме лицензии на осуществляемый вид деятельности и товарно-сопроводительных документов на алкогольную продукцию;- изымать алкогольную продукцию даже с признаками подделки федеральных специальных и акцизных марок (за исключением приобретённой продукции).

 

III. Основные нарушения, которые могут быть выявлены при проведении проверки: 1. Осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). Информация о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в налоговом органе, о наличии у юридического лица разрешения на продажу алкогольной продукции размещается в торговом зале на стенде (уголок потребителя) в виде документов: свидетельство ОГРН, свидетельство ИНН, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции. сайте Информацию о регистрации можно проверить на сайте налогового органа, путем обращения к электронному сервису «Проверь себя и контрагента», о наличии лицензии на Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), в Реестре лицензий. 2. Розничная продажа алкогольной продукции без маркировки федеральными специальными марками и акцизными марками, либо с поддельными марками. Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:- алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации маркируется федеральными специальными марками; - алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками. Для визуального распознавания подлинности таких марок можно воспользоваться следующими рекомендациями: 1. Они печатаются на самоклеющейся бумаге, которая имеет особое излучение под воздействием ультрафиолета; 2. На бумагу для печати акцизных марок впрессована медная голографическая фольга с узором и повторяющимся изображениями Герба Российской Федерации и аббревиатуры «РФ»; 3. В бумагу введена защитная нить с нерегулярным окном. В окне просматривается нанесенное на нить изображение в виде полосок розового цвета. Под воздействием ультрафиолета изображение визуализируется в виде аббревиатуры «РФ» розового, голубого и желто-оранжевого цветов в овальном кольце; 4. На обратной стороне марок набита аббревиатура «РФ»; 5. Элемент, отпечатанный цветопеременной краской меняет цвет от фиолетового к коричневому в зависимости от угла зрения; 6. Номер марки отпечатан струйным способом печати и состоит из трех цифр, обозначающих разряд, и девяти цифр самого номера марки; 7. Информация на марке и этикетке бутылки должны совпадать. Здесь имеются название алкогольной продукции, вид алкогольной продукции, емкость тары, крепость, наименование предприятия-изготовителя и его местонахождение. Для того чтобы проверить легальность покупаемой алкогольной продукции в магазине, кафе, ресторане, либо любой другой точке, с помощью мобильного приложения «АнтиКонтрафакт Алко», можно скачать программу из магазинов Google Play, App Store, Windows Phone. После установки приложения на смартфон нужно его запустить. В стартовомокне появится карта с легальными точками продажи алкоголя. Карту можно трансформировать в список с указанием конкретных мест и географической привязкой к вашему местоположению. В нижней части экрана располагается вкладка «Сканировать». При переходе на эту вкладку активируется камера мобильного устройства. Программа предложит навести камеру на штрих-код марки, либо QR-код чека, который был передан покупателю продавцом. При наведении камеры на штрих-код или QR-код на экране смартфона появляется информация о продукте и его пути от производителя до торговой точки. Если информация отсутствует, это означает, что товар является контрафактным. Также, осуществить проверку марки можно на Едином социальном портале алкогольного рынка в разделе «Проверка марок». 3. Розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота. Товарно-сопроводительные документы: 1. товарно-транспортная накладная; 2. справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции); 3. справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции). Номер марки на бутылке должен входить в диапазон номеров, указанный в Разделе «А» справки к товарно-транспортной накладной. Товарно-сопроводительные документы должны находиться в месте розничной продажи алкогольной продукции и должны быть представлены по требованию покупателя. 4. Розничная продажа алкогольной продукции после 20 часов и до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи при оказании услуг общественного питания. 5. Розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. 6. Розничная продажа в местах, где это запрещено:– п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ:– ст. 5 Закона автономного округа № 46-ОЗ. При проверке следует учитывать следующее: Стационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, имеющий фундамент (прочно связан с землей). Нестационарный торговый объект – это временное сооружение или временная конструкция, у которой отсутствует фундамент, возможно, имеются приспособления для транспортировки объекта. Границы прилегающих территорий к местам в которых запрещается продажа алкогольной продукции определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Нормативные правовые акты, определяющие границы прилегающих территорий размещены на сайте Депэкономики Югры. 

IV. При осуществлении общественного контроля следует придерживаться следующего алгоритма: 1. формирование группы общественного контроля (из числа не менее двух человек); 2. сбор информации о проверяемой торговой точке через Интернет-ресурсы. 3. заполнение контрольного листа посещения торговых точек.4. наличие у общественного наблюдателя при себе документа, удостоверяющего личность, удостоверения; 5. наличие средств наблюдения и фиксации результатов (фото, видео камеры, диктофона); 6. проведение общественного контроля по методике, приведенной в разделе V настоящих Методических рекомендаций; 7. составление по итогам общественного контроля заявления. 8. обработка и получение информации: систематизация и архивация контрольных листов, фото и видеоматериалов; обобщение собранной информации в сводные единые таблицы или другие обобщающие формы, удобные для последующего анализа. 

V. Методика проведения общественного контроля. 1. При осуществлении общественного контроля за оборотом алкогольной продукции рекомендуется использовать средства фото, видеофиксации; распечатать контрольный лист по количеству проверяемых торговых точек. 2. При осуществлении общественного контроля важно не превысить свои права (права и запреты изложены в разделе II настоящих Методических рекомендаций). 3. На что обращать внимание и что фиксировать в контрольном листе:- вывеска (наименование магазина (бара), точный адрес расположения объекта, осуществляющего продажу алкогольной продукции);- если объект находится в схеме нестационарных торговых объектов или есть точные сведения, что он нестационарный - фиксировать признаки нестационарности (внешний вид, отсутствие фундамента, наличие приспособлений для транспортировки объекта и т.д.);- если объект находится на прилегающей территории – описать местонахождение объекта, сфотографировать объект в привязке к местности, обозначить его на карте (распечатать из любого интернет-сервиса);- если в объектах запрещена розничная продажа алкогольной продукции, например остановочный комплекс, продажа алкоголя в общепит и в розницу в одном помещении (торговом зале) – описывать и фотографировать имеющие значение признаки объекта;- наличие необходимой информации на информационном стенде;- кассовая техника (её наличие, совпадает ли информация в чеке (наименование продавца и ИНН) со сведениями, содержащимися на информационном стенде и вывеске, наличие штрихового кода на чеке при покупке маркированной алкогольной продукции);- сомнительно низкая стоимость и сомнительный внешний вид алкогольной продукции;- наличие/отсутствие на товар товарно-сопроводительных документов. 4. Попросите у продавца предъявить товарно-транспортную накладную на приобретаемый товар. В случае отказа предъявить накладную, приобретение товара не является обязательным, так как отсутствие в торговой точке накладной является самостоятельным правонарушением. Достаточно заполнить контрольный лист (с обязательной фиксацией информации о продукции, на которую не представлены документы), покинуть торговую точку и написать заявление. 5. В случае приобретения товара необходимо собрать все приобретенные товары и обязательно сохранять чек. 6. В случае приобретения товара вызовите по телефону участкового уполномоченного соответствующего административного участка для составления протокола, а также самостоятельно составьте заявление. 7. После прибытия участкового необходимо проследить, чтобы Вам быливозвращены денежные средства за приобретённый товар, а также, чтобы участковый уполномоченный составил протокол об административном правонарушении в отношении владельца торговой точки (юридического лица/индивидуального предпринимателя).

Возврат к списку

Защита прав потребителей — это комплекс мер, реализуемых администрацией Белоярского района, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.


CПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Получить консультацию по вопросам защиты прав потребителей, в том числе:
об отношениях, регулируемых законодательством о защите прав потребителей;
о правах и обязанностях потребителей;
о правах и обязанностях продавцов (изготовителей, исполнителей, импортеров, уполномоченных организаций и уполномоченных предпринимателей, владельцев агрегаторов информации о товарах, услугах);
о необходимых действиях по реализации и защите прав потребителей в досудебном порядке;
о порядке составления и предъявления законных требований потребителей;
о сроках удовлетворения требований потребителей;
об ответственности за нарушение прав потребителей;
об органах, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей и контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) в отдельных сферах потребительского рынка;
практические рекомендации по составлению претензии, иных документов правового характера,
можно обратиться в Отдел развития предпринимательства администрации Белоярского района: 628162, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Белоярский, ул.Центральная,9 1 этаж
График работы:
понедельник: с 09-00 до 18-00 часов;
вторник – пятница: с 09-00 до 17-00 часов;
обеденный перерыв: с 13-00 до 14-00 часов;
суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни - выходные дни.  Телефон: 8(34670) 41-462    e-mail: GolubkovaEV@admbel.ru


Ответственные за ведение данного раздела: Отдел развития предпринимательства и потребительского рынка